Владислав Кабак | Omegicus CIO

NebKa

УЧИМСЯ ШИТЬ И МОДЕЛИРОВАТЬ.

Предлагаю вам МАСТЕР КЛАСС по пошиву вот такой  юбочки с пошаговыми инструкциями.Берем выкройку прямой юбки и приступаем к моделированию.Выкройку можно взять здесь Высота кокетки равна 12см. Разрезаем где показаны ножницы,закрываем выточки и раздвигаем детали на ширину складки.В



читать далее »

Чёрные пирамиды обещают Эмиратам чистую энергию

Американцы предложили ОАЭ построить в песках титанические скульптуры, которые смогут вырабатывать ток для питания сотен домов. Если проект утвердят, он станет одним из редчайших примеров скрещивания арт-объекта с электростанцией почти промышленного масштаба.В январе 2010 года организация Land Art


читать далее »

Анекдот

Попал мой друган в другой город. Садится в маршрутку. Тут на остановке заваливается огромнейшая женщина, садится напротив моего товарища и сразу грозно так спрашивает: "по маленькому или по большому?" Друг офигел и молниеносно ответил: "Я


читать далее »

Дракончик новогодний (Мастер класс, Бумаготворчество)

Изготовлено на сайте:http://hobbyndom.ru/archives/mk-kak-sdelat-drakonchika В этом мастер классе я покажу как сделать дракончика. Так как этот новый год ,будет годом черного дракона, то делать мы будем тоже черного дракончика. Для этого нам понадобятся: Газеты, малярный скотч, проволока, салфетки бумажные, готовая


читать далее »

Анекдот

Муж приходит пьяный ночью, жена орет и тычет пальцем на часы. Муж: - Какого ты мне на часы тычешь? Моя матушка бате календарём перед лицом махала!


читать далее »

Платье для девочек – сшить самим просто и быстро

Добрый день, дорогие мамочки. Мы по прежнему продолжаем с вами шить детские платьица. Мы уже сделали платье на круглой кокетке, цельнокроеное платье, платье на кулиске, нарядное платье с подолом украшенном складочкой. И вот сегодня будем шить такое чудестное платьице



читать далее »

Как сделать прическу с узлом



читать далее »

Анекдот

В Питере три вида погоды: 1. грязь 2. грязь засохла 3. грязь замёрзла.


читать далее »

Как мы водоемы на даче сооружали

Мне нравятся любые водоемы — и большие, и маленькие; и пруды, и ручейки, и озерца. Поэтому при первой же возможности я затеяла устройство водоема на своем участке. Первый был совсем маленьким — пробным. Как раз



читать далее »

Высокий комод из гофрокартона. Автор ElenaNikitina

Размер комода: высота - 1 метр, ширина - 40 см, глубина - 26 см. Выполнен из гофрокартона, оклеен бумагой с эффектом помятости, окрашен акрилом. Для рукодельниц - самое то) Можно сложить все свои рукодельные сокровища) Источник http://elen-nikitin.blogspot.ru/2012/11/blog-post_30.html#more



читать далее »

Анекдот

В автомагазине- Дайте передний бампер на шестёрку и задний на девятку... И тормозные колодки..- А колодки на какую модель?- А ты сам-то как думаешь?


читать далее »

Нежная ажурная шкатулка из газет. Фото мастер-класс



читать далее »

Человек

Партенофобия - это боязнь девственниц.


читать далее »

Анекдот

Маленький мальчик звонит в службу спасения: - Але! Это служба спасения?! У нас тут дятя и тетя в лифте застряли! Судя по стонам - тетя ранена!..


читать далее »

Космос

Черные дыры образовываются в результате гравитационного коллапса звезды, масса которой более чем в 2,5 раза превышает массу Солнца. Стремительно сжимаемая гравитационными силами звезда уменьшается до размеров сферы Шварцшильда, после чего никакие сигналы с поверхности звезды


читать далее »

Мой совет:

Запах табака из комнаты плохо изгоняется даже сквозняком. Но это можно сделать так: открыть окна и положить в разных местах комнаты 2-3 мокрых полотенца. Они хорошо впитывают табачный запах. С этой же целью в комнате,


читать далее »

Анекдот

Семейная идиллия, это когда муж смотрит на спящую жену и думает:"Убил бы гадину!.. но лень".


читать далее »

Поделки из картона

На этой страничке сканированные изображения из какого-то японо-китайского журнальчика про поделки из картона. Я раньше часто занимался всякого рода поделками из бумаги, когда увидел эти картинки (скачал с какого-то сайта), то был приятно удивлён, оказывается,


читать далее »

Стильная юбка крючком. Схема

 



читать далее »

ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА В БИСЕРЕ мастер-класс

  Вам потребуется: яйцо (деревянная или пластмассовая заготовка) перламутровая желтая или золотая акриловая краска по 10 г стекляруса и бисера (цвет выберите сами) капроновая нить игла для бисера лента атласная клей Отрежьте капроновую нить длиной 1 метр (я отрезала 2 метра, но она путается,



читать далее »

Пион из фоамирана. Мастер-класс



читать далее »

Шкатулка из пластиковых бутылок - мастер-класс

Шкатулочки относятся к той категории вещей, которых много не бывает. И совсем не обязательно их покупать. Шкатулку можно сделать из подручного материала, а именно и пластиковых бутылок, своими руками. Причем сделать ее вы можете именного



читать далее »

ШИКАРНОЕ ПЛАТЬЕ КРЮЧКОМ

    источник: http://barrellab.ru/



читать далее »

Куклы из ниток — мастер класс

С куклами из ниток у меня связаны самые тёплые детские воспоминания. Я не помню кто и когда научил меня их делать, у меня даже есть подозрение, что это знание было записано в мою память до



читать далее »

Моя работа квиллинг: "Подвеска в машину"

Хочу показать ещё одну свою работу квиллинг "подвеска в машину". Делала я её для сестры,она у меня такая же любительница сладкого как и я,вот и сделала ей цветочек шоколадного цвета))) Вот он какой: Если будет интересно-покажу


читать далее »

Креативнейшие стены

Кнопки от клавиатур! 



читать далее »

Животные

Существует около 35 тыс. известных видов пауков и все время открываются новые.


читать далее »

Выучить китайский? — Легко!

Китайский ученый знает 20 000 иероглифов. Для того, чтобы читать китайскую литературу, достаточно знать 1000. Знание 200 иероглифов позволят вам понимать 40% литературы, дорожные знаки, меню в ресторане, интернет-сайты или газеты. Но для начала изучения хватит 8-ми. Шаолан, автор методики, с самого детства



читать далее »

Анекдот

Сидят дед с бабкой за столом. Обедают. Бабка чавкает. Дед не выдерживает и бьёт ложкой бабке по лбу.- За что?- Не чавкай. Бабка перестала чавкать. Дед опять бьёт её ложкой по лбу.- За что?- Как


читать далее »

Мой совет:

Сливки собьются в пену быстрее, если добавить в них немножко нежирной сметаны.


читать далее »

Ароматные кофейные ёжики. Мастер-Класс.

 



читать далее »

Цветочки ЙО-ЙО из ткани. Мастер-класс

Продолжаю публикацию мастер-классов по созданию цветов из ткани. Сегодня рассмотрим, как можно сшить цветочки, очень похожие на маленькие тыковки, для составления декоративных цветочных композиций в интерьере. Это всем уже известные цветы йо-йо, но только с



читать далее »

Простые выкройки кошечек. Шьем сами

Если вы хотите сшить кошечку, предлагаю воспользоваться самой простой выкройкой для пошива игрушки



читать далее »

География

Науру - единственное государство в мире, не имеющее официальной столицы.


читать далее »

Шьем сами халат КИМОНО

Что может быть удобнее легкого халата-кимоно, который так нас выручает утром после сна или вечером после принятия ванны? Если вы хотите сшить такой халат, кстати, который должен быть в гардеробе у каждой женщины, выбирайте для



читать далее »

Детский коврик (спицы)

Сегодня мы рассмотри как сделать вязаный детский коврик своими руками. ЧТОБЫ НАЧАТЬ Основная часть изделия выполняется лицевым джерси, боковая — платочной вязкой. Нужно уметь вязать по схеме жаккардовым узором (интарсия). Размеры Размер готового коврика: 55 х 28 х 3 см. Пряжа 1



читать далее »

Вязание. НОСКИ СПИЦАМИ. ПОДБОРКА+описание и схемы

Ажурные гольфы с оборкой. Белые ажурные носки. Носки с отворотом Вязаные носки с массажной подошвой. Двухцветные носки с вертикальным узором. Носки из квадратных мотивов Носки, вязаные от манжеты. Носки, вязаные начиная с пятки. Носочки "Плетёнка"Ажурные гольфы с



читать далее »

История

Согласно договору, заключенному между инженером Гюставом Эйфелем и городскими властями Парижа, в 1909 году Эйфелева башня должна была быть разобрана и продана на лом.


читать далее »

Шьем маленькую сумочку с цветочной аппликацией



читать далее »

Человек

Диаметр глазного яблока у всех людей одинаков: 24 мм


читать далее »

Мой совет:

Пятна от шоколада снимаются кипящей мыльной водой.


читать далее »

Тумбочка из коробочек. МК

Мне принесли коробочки, вот одна из них Ящичек из коробочки вынимается, поэтому вынимаем все ящички из коробочек                Затем склеиваем боковые стороны коробочек двусторонним скотчем по две штучки После по парного склеивания, начинаем склеивать в высоту Затем можно взять самоклеющую



читать далее »

Джинсовая сумка, или как я реанимировала туфли...

Слова автора Лакоста Зашла я как-то раз в блог к Оксане Светлице  и увидела у нее сумку джинсовую. Ну ооочень я захотела такую же, просто очень! И решилась я на копирование... вот что из этого вышло верх сумки- старая джинсовая юбка, внутри- хлопок И



читать далее »

Анекдот

Олег пойдет на шашлыки, и поросенок Боря пойдет на шашлыки. Похожие фразы, но какие разные судьбы!


читать далее »

Текстильные бусы своими руками. Много идей и мастер-класс

Любительницы бижутерии), посмотрите, сколько красоты я для вас собрала) Такие текстильные бусы можно легко сделать своими руками, главное иметь деревянные или пластиковые бусины и подходящую ткань. В комплект к бусикам можно и браслетик замутить) Идея



читать далее »

Цветочки ЙО-ЙО для сумки, скатерти и салфеток



читать далее »

География

Экватор проходит через 13 стран мира.


читать далее »

Анекдот

Муж и жена в постели.Мысли жены: - он отвернулся от меня,я больше его не интересую,он меня не любит.Мысли мужа: - муха,как она держиться на потолке своими маленькими лапками?!


читать далее »

Чем темнее ночь, тем ярче звезды?

Давайте поговорим о фонах для росписи?       Меня часто спрашивают, почему я в основном имею дело с черным фоном и можно ли делать роспись на цветном. Я всегда отвечаю, что тут дело вкуса и привычки. Но



читать далее »

Мой совет:

Примерно раз в 3 месяца нужно протирать линолеум натуральной олифой, а затем тщательно стереть ее мягкой тряпкой. Можно натирать линолеум смесью воска, парафина и скипидара (1:1:5), которые нужно смешать нагретыми.


читать далее »

Скетчи

Cindy Liebel      Marla Kress  Virginia Nebel  Summer Fullerton     12x12 pocket style  Rebecca Keppel  12x12 pocket style  Mindy Niebuhr   12x12 pocket style  Kristine Davidson  12x12  Heather Leopard  12x12  Lisa Swift    Wendy Atenucci    Shellye McDaniel  Melissa Stinson  Nancy Damiano источник: http://www.pagemaps.com/pagemaps_jpeg.htm


читать далее »

Из старого советского стула в экземпляр для дворца

Декупаж стула от Натальи Родиной Источник: http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43748357900/Iz-starogo-sovetskogo-stula-v-ekzemplyar-dlya-dvortsa



читать далее »

Как пользоваться дополнительными лапками для швейных машин JANOME и FAMILY

Как пользоваться дополнительными лапками для швейных машин JANOME и FAMILY   Лапка для вшивания потайной молнии Эта уникальная лапка поможет легко и быстро вшить потайную молнию.       Описание работы:1. Откройте застежку-молнию.2. Расположите правую половину застежки-молнии лицом к лицевой стороне правой части изделия.3. Отогните



читать далее »

Фрезия из фоамирана своими руками. Автор Ольга Тюмирева

В этом мастер-классе я хочу показать, как сделать цветок фрезии своими руками. Фото 1. Вырезаем шаблон лепестка фрезии. Фото 2. На один цветок фрезии нам понадобятся 6 лепестков. Вырезаем их из фоамирана нужного цвета. Я делаю фрезию из белого фома. Фото 3. Тонируем салатно-зелёным (это



читать далее »

Декоративная подушка крючком. Мастер-класс

Такая интересная подушка вяжется легко, а выглядит очень эффектно. Все, что вам нужно - это связать прямоугольник узором "зигзаг", а потом сшить его, как показано на картинке и набить наполнителем. Вот и подушка готова!          Если вязать,



читать далее »

Мой совет:

Пятна от растительного масла можно снять керосином. Для этого нужно тряпочкой, смоченной в керосине, осторожно потереть запачканное место, затем постирать вещь в тёплой воде с мылом.


читать далее »

Разное

Ветряные мельницы всегда вращаются против часовой стрелки. Кроме мельницы в Ирландии.


читать далее »

Животные

Жуки на вкус, как яблоки, осы - как кедровые орехи, а черви - как жареный бекон.


читать далее »

МЫЛО ПУГОВКА

Это очаровательное мыло станет очень интересным  подарком или украшением ванной комнаты. Чтобы приготовленное мыло из мыльной основы получилось идеальным, не забывайте сбрызгивать спиртом между слоями и контролировать температуру расплавленной мыльной смеси – она не должна быть выше


читать далее »

Брошь своими руками мастер класс

Сегодня мы с вами рассмотрим мастер класс по изготовлению брошки из фоамирана, автором данного мастер класса является Наталья… Для изготовления брошки нам потребуется: Фоамиран нужного цвета. Термопистолет. Утюг. Резные ножницы. Тычинки. Способ изготовления брошки:Берём фоамиран нужного цвета и нарезаем его на полукруги,



читать далее »

Мнение одного из сотрудников Blackwater о боеспособности разных стран

1. Африканские племена.С ними воевать даже не интересно. Стреляют беспорядочно, о прицельной стрельбе не знают.Часто шпарят в землю себе под ноги. Привычное дело попасть в своего. Разбегаются в стороны после нескольких жертв или выстрела из


читать далее »

Животные

Кости голубя весят меньше, чем его перья.


читать далее »

Прически. Оригинальный хвост

Прически. Оригинальный хвост


читать далее »

Животные

Мышь - самое распространённое млекопитающее на Земле.


читать далее »
Здесь пока пусто

Unauthorized.

Тайные рычаги подсознания - методы психовизуальной атаки

2011.10.08

Автор: (c)Крис Касперски ака мыщъх

"На каждого человека можно воздействовать
только в рамках системы его верований"
Из книги "Психическая атака"

Этой статьей мы открываем новую рубрику. Хватит хачить программы! Давайте хачить (под)сознание или следить, чтобы не захачили наше. Мыщъх не будет гнать волну, мыщъх раскроет реальные технологии с кучей примеров, чтобы каждый мог сам проверить, работают они или нет. А проверять тут есть, что - от "дизассемблирования" рекламных роликов и репортажных фотографий, до чисто щенячьих радостей: как находить "болевые" точки чужого сознания, как реально затащить красотку в постель, независимо от ваших внешних данных, как подмять под себя начальника, как расширить сознание до границ вселенной и постичь вещи, совершенно непостижимые для окружающих, и все это, повторяюсь, на конкретных примерах! И, между прочим, без грибов!

Интро

(Под)сознанием можно манипулировать, (под)сознание можно хачить. Существует множество приемов реального манипулирования (под)сознанием, примером которых служит живопись, фотография и прочее искусство во всех его видах. Если фотография не пробуждает никаких чувств, не вызывает ни мыслей, ни эмоций - она безлика и идет в мусор. Если же пробуждает, то это и есть манипулирование, причем в чистом виде, повсеместно используемом в рекламном бизнесе, фоторепортажах, политической пропаганде и т.д. об этом пишут много, но все как-то не "в струю". Малая толика реально действующих рекламных технологий описана в "Поколении П" Пелевина и "Шлеме ужаса" его же, но... Это даже не верхушка айсберга, а всего лишь ее отблеск. Психология восприятия - это целая наука! Не то, чтобы сильно засекреченная, просто... совершенно перпендикулярная интересам большинства обывателей, запуганных 25-м кадром и прочими мифическими эффектами. На самом деле подсознание оперирует простейшими элементариями, такими как фигура, контрформа, тон, симметрия, и т.д., строго дозированная комбинация которых позволяет создавать определенное бессознательное настроение безотносительно заснятого сюжета. На следующем уровне восприятия в игру включается сознание, собирающее световые и цветовые пятна в одну охапку и интерпретирующее их, скажем, как фигуру солдата. Специально подобранной комбинацией световых пятен легко создать глубокий бессознательный дискомфорт, вызывая мощный психологический протест. Между прочим, совершенно иррациональный протест, поневоле ассоциируемый с солдатом, как с главным смысловым центом композиции, вызвав в нем образ врага и стремление его замочить, хотя сам по себе солдат тут не при чем и на его место можно воткнуть хоть политика, хоть наркомана, хоть самого господа бога. Аналогичным образом внушаются и позитивные мысли, вызывающие симпатию к политику, собирающемуся победить на выборах... Да тут, короче, целый пласт, который не так-то просто раскурить...

Прежде, чем начать

Мыщъх вовсе не призывает вас во что бы то ни было верить. Как говориться, чем меньше знаешь, тем крепче спишь. Осознание того факта, что фотография произвела на вас впечатление, в значительной степени маскирует это самое впечатление, а уж если вы знаете, за счет каких именно технических приемов это было достигнуто, вообще противно становится.

Кинооператоры и монтажники не могут смотреть фильмы, потому что теряют способность воспринимать зрительный ряд как единое целое. С другой стороны, правила игры постоянно меняются.

Возьмите хотя бы фильмы 80-х годов и начала XXI-го века. Если в первых сплошь и рядом мы видим женщин в пустыне в белых штанах с шикарной прической (в пустыне белые штаны превращаются в грязно-серые еще до того, как их успеет заснять оператор, а прическа... без воды... даже не смешно), то сейчас... актрисы и актеры все чаще и чаще кажутся обычными, чуть ли не набранными с улицы по объявлению. Даже отталкивающими по внешности, но именно потому в них и влюбляются косяками - такова сила авторского замысла. В качестве наглядного примера можно взять Марлу из Fight Club'а.

Введение в подсознание

Манипулирование (под)сознанием очень интересно и актуально. Сейчас об этом много пишут, но преимущественно на уровне мифов, которые хрен проверишь. Ходит множество легенд (большей частью бредовых и неверных), кочующих из одного издания в другое, а как работает подсознание, никто и не знает. Людям вообще собственно бояться того, чего они не знают. Отсюда и панические страхи. На самом деле возможности по управлению (под)сознанием через аудио-визуальные средства слишком преувеличены и в то же самое время - сильно преуменьшены. Вот такой, значит, парадокс.

Подсознание "не знает" таких понятий как автомобиль, женщина (неважно - обнаженная или нет), бутылка пива/пепси, пачка сигарет, etc. Подсознание не знает ни русского, ни английского, ни какого-либо другого языка (исключая, быть может, иконическое письмо, да и то с большой натяжкой, прямых подтверждений которому нет). Напрасны страхи, что посмотрев очередную рекламу со скрытым подтекстом "курите сигареты марки ганджа", вы против своей воли помчитесь в ларек. Черта с два! Если только вы не захотите курнуть сознательно.

Подсознание оперирует простейшими геометрическими формами - фигура на плоскости, тон, цвет, подобие и контраст. Управление подсознанием осуществляется посредством взаимодействия двух и более фигур, совпадающих по тону, форме или массе (причем, подобие по цвету сильнее подобий размеров или формe). Такое взаимодействие называется изобразительной связью. Существуют содержательные и бессодержательные связи, примером последней может служить сходство женского бюста с изгибом водосточной трубы. Подсознание "хватает" эту связь, но... тут же отбрасывает, как никому не нужную.

Неотброшенные изобразительные связи "перетягиваются" на сознательный уровень (уровень высшей нервной деятельности), где и подвергаются смысловому анализу. Но какой смысл в том, что женская грудь похожа на водосточную трубу?! Правильно - совершенно никакого смысла тут нет и быть не может (исключая разве что редкую категорию фетишистов).

А вот другой пример, причем весьма наглядный, выявляющий подлинную натуру так называемой "документальной" репортажной съемки, воздействующей на подсознание и бьющей точно в цель.

Рассмотрим снимок Эрвита Эллиота (Elliott Erwitt), вошедший в классику американской фотографии, и сделанный в Северной Каролине в 1950 (см. рис. 1 сверху). На первый взгляд обычный репортажный снимок, к тому же не слишком удачный (хреновое кадрирование, отчетливый смаз). Ну, негр, тьфу - афроамериканец, то есть. Нет, все-таки негр. Афроамериканцем он будет потом. Ну, дифференциация поилок для белых (white) и цветных (colored). Чем-то напоминает дифференциацию по цвету штанов из фильма Кин-Дза-Дза. Негра никто не линчует, так что расовая дискриминация отдыхает. Будь я негром, мне бы эта поилка была бы без разницы (вам шашечки или ехать?!). Но тут все не так просто!!!

Репортажный снимок Эрвита Эллиота

Рисунок 1. Репортажный снимок Эрвита Эллиота со скрытым подтекстом, адресованным подсознанию, выложенный (вместе с другими его снимакми) на http://drugoi.livejournal.com/1948018.html.

Фотография каким-то неведомым для обывателя образом подчеркивает расовый конфликт, заставляя задуматься о неравенстве негров и прочих сопутствующих проблемах, несмотря на то, что прямых указаний и лозунгов в духе "спасайте негров!" здесь нет. Александр Лапин (искусствовед, автор двух книг по фотографии, известный в кругах своих коллег тем, что придает слишком большую значимость бессодержательным связям, в то время как другие их отрицают), так вот - товарищ Лапин (с которым мыщъх поцапался по поводу интерпретации картины Иванова "Явление Христа народу", но об этом ниже), короче, этот самый Лапин как-то взял и слегка притемнил белую рубашку черного негра (см. рис. 1, снизу).

Кажется ничего не изменилось, но... расовый конфликт внезапно исчез, а вместе с ним разрушился и весь замысел фотографа. Попытаемся понять, почему так произошло. Согласитесь, что на рациональном уровне сознания нет абсолютно никакой разницы, в какую рубашку одет представитель черного "меньшинства". Сюжет от этого совершенно не меняется. Белые остаются белыми, черные - черными. А обе поилки в общем-то достаточно достойны. Какая разница, из какой пить?! Ведь не из унитаза же!

Все дело в том, что мы имеем композицию, состоящую из двух уровней восприятия: сознательного и бессознательного, причем бессознательный уровень воздействует на сознательный весьма прозаичным путем, донося до него информацию, которая не может быть выражена ни текстом, ни каким другим аналогичным рациональным путем.

Анализ композиции выявляет два смысловых центра, расположенные на периферии, симметрично относительно центра: мойка для белых и негр, склонившийся над мойкой для цветных, причем сильная тональная связь рубашки черного негра с поилкой для белых создает смысловой контраст. Глаз попеременно переходит от одного смыслового центра к другому, сравнивая, сопоставляя и интерпретируя это как конфликт изобразительной целостности и смысловой разобщенности. Это и есть "зашифрованное" послание, которое проникает в подсознание, заставляя нас неосознанно становится на сторону черных. А вот если притемнить рубашку, тональная связь с белой раковиной немедленно исчезает, композиция рассыпается на независимые составляющие - негры остаются неграми, а никакими не афроамериканцами, за защиту которых нас подсознательно призывают бороться.

"Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной" - говорил Геббельс. Только что мы рассмотрели пример неявной пропаганды, причем - очень хороший пример. Вы все еще верите в то, что журналистика может быть документальной?

Подсознание снаружи и изнутри

Подсознание "разговаривает" языком ассоциаций, выдергивая их из памяти. Другой вопрос, что память эта у всех нас разная. А движение глаза легко фиксируется камерой и анализируется. В первый момент появления картинки на экране движение глаза бессознательно, но именно оно задает основной "тон" настроения, что легко проверяется экспериментально. Я же не на пустом месте об этом говорю! Просто каким-то боком участвовал в создании программы с "бесконтактным" интерфейсом, управляемой одним взглядом (аналогичная технология используется для наведения ракет на цель в истребителях), так что в ходе работы был накоплен огромный фактический материал и сейчас идет разговор о заключении контракта с одним военным ведомством о том, как планировать маскировку на земле так, чтобы обломать аппаратуру наведения, которая (у американцев) управляется взглядом, а этим взглядом легко управлять, заставив его смотреть не "туда" и уводя от цели, что дает несколько дополнительных секунд преимущества, которые при современной тактике ведения боя зачастую оказываются решающими.

Цитата

Язык изображения - не текст телеграммы. Эмоции возникают, когда зритель или читатель обнаруживает смысл в произведении, домысливает его (сотворчество). Когда произведение ему нравится или же наоборот - активно не нравится. Но это "нравится" и "не нравится" далеко не всегда связано со смыслом (рациональное восприятие), чаще всего причиной является форма (подсознательное, чувственное восприятие). И это самое интересное для художника - заставить зрителя смотреть и думать, взволновать его, зацепить чем-то таким, причину чего он не понимает, но ощущает.

Александр Лапин

Теории восприятия - короткий ликбез для начинающих

Сейчас будет немного скучно. Но без основ психологии восприятия (а это целая теория), совершенно невозможно манипулировать сознанием, точно также, как невозможно ломать программы без знания ассемблера. Психологии восприятия посвящены целые книги и гремучие монументальные труды на тысячу страниц (краткий перечень которых приведен во врезке в конце статьи), но не всему написанному можно верить. Психологам свойственно фантазировать, выдвигая абстрактные "правила", забыв о том, что люди - не компьютеры и то, что с убойной силой воздействует на одного, оставляет совершенно равнодушным другого. Поэтому мы будем говорить о "приемах" психологического воздействия. Улавливаете разницу? Существуют методы воздействий, работающие для подавляющего большинства, и намного лучше использовать малоэффективный метод с широким радиусом поражения, чем эффективный "точечный" метод (разумеется, если речь не идет о вполне конкретной жертве). Ну ладно, чего там лясы точить. Поехали!

Рассмотрим (см. рис. 2) прямоугольник кадрового пространства (частным случаем которого является квадрат) и зададимся вопросом: куда направлен наш взгляд? Стандартный ответ: взгляд "цепляется" за сюжетно-значимые элементы (например, голую девушку, пикантно раздвинувшую ножки). На самом деле, существует множество способов "оторвать" взгляд зрителя и увести его совсем в другом направлении или, например, приковать его к внешне незначительному и второстепенному элементу. Иногда это происходит случайно, иногда умышленно. То есть, мы можем "спрятать" голую девушку так, что хрен ее найдешь или наоборот - выделить непримечательный элемент композиции, на который в другом случае мы бы ни за что не обратили внимание.

Структура кадрового пространства

Рисунок 2. Структура кадрового пространства.

Самыми мощными элементами являются диагонали (как действительные, так и воображаемые, мнимые). Примером действительных диагоналей может быть: береговая линия, женские ноги и т.д. и т.п. То есть, реально существующие геометрические линии. К воображаемым диагоналям в частности относятся точки, образованные верхушками деревьев или цепочкой идущих людей - диагональ как бы есть и в то же время ее как бы нет. Выделение мнимых диагоналей - результат работы подсознания (на низком начальном уровне) и высших центров нервной деятельности (когда для выделения диагонали требуется привлечь жизненный опыт вкупе с воображением).

Чем полезны диагонали? А тем, что позволяют легко манипулировать взглядом, определяя направление чтения картины и создавая необходимое настроение, то есть задавая способ интерпретации изображения, откладывающий отпечаток на его восприятие.

Диагональ, направленная из левого нижнего угла в правый верхний, называется восходящей или мажорной диагональю. Глаз беспрепятственно скользит из точки А в точку B, подчиняясь естественным позывам сознания. Если разместить на мажорной диагонали симметричный силуэт машины у которой не разберешь где перед, а где зад, то 90% людей проинтерпретируют это как подъем!!! Оставшиеся 10% мысленно помещают себя не над картинной плоскостью, а сбоку нее (как правило, слева) и потому "увидят" удаляющуюся машину.

Спуск по мажорной диагонали (когда он обозначен явно) воспринимается как психологический протест и дается подсознанию с трудом. Напротив, по нисходящей или минорной диагонали (направленной из верхнего левого угла в правый нижний) спуск происходит естественно и легко, а вот подъем - со значительным напряжением. Психологи это связывают с традициями левостороннего письма, приучившего человека подсознательно перемещать глаз слева направо. Однако тот же самый эффект наблюдается и у народов, "исповедующих" другие формы письма и возникает вопрос: может быть, мы путаем причину со следствием? И традиция левостороннего письма как раз и возникла под влиянием психофизических особенностей подсознания?

Как бы там ни было, это свойство можно смело использовать. Изображая альпиниста, карабкающегося в гору, лучше "посадить" его на минорную диагональ, чтобы показать, что это действительно серьезный подъем, а не легкая туристическая прогулка. Другой пример: паровоз братьев Люмьер, движущийся вперед по "неправильной" мажорной диагонали вызвал огромный психологический дискомфорт и протест, закончившийся массовым разбеганием зрителей. А вот если бы он двигался по "правильной" минорной диагонали, был бы полный психологический комфорт и никакого разбегания (ну, или не в таких масштабах). Вот, оказывается, какие непростые эти диагонали!

Диагонали не обязательно должны соединять два угла. Они могут располагаться в любом месте, с любым наклоном, но всякий раз, встречая диагональ, глаз начинает невольно скользить вдоль нее, пока не натолкнется на какой-нибудь объект, "повешенный" на ее конец (например, логотип фирмы, конец кадрового пространства и т.д.). Чем круче располагается диагональ, тем ближе она к вертикали и тем мощнее. Однако тут есть свои нюансы и тонкости. Картинки с преобладающими вертикалями читаются сверху вниз и психологически воспринимаются как активное действие. Напротив, изобилие горизонталей или диагоналей с углом, не превышающим 45 градусов, располагает к повествовательному прочтению картины, при этом чтение (как мы уже говорили) происходит слева направо.

Это очень важный момент! Допустим, если слева расположен преступник с пистолетом, а справа жертва, истекающая кровью, мы читаем сюжет как: "преступник убил жертву". А вот если поменять персонажей местами, то получится, что: "жертва убита преступником". Вроде бы мелочь, но в искусстве (в отличие от математики) перемена слагаемых влияет на результат самым кардинальным образом (что, кстати, повсеместно используется в военных и политических репортажах). Хорошо! Вот такой пример. Демонстрант с куском камня и полицейский с дубинкой. Согласитесь, что "полицейский бьет демонстранта" и "демонстрант нападает на полицейского" это совсем не то же самое!!! А ведь по сути запечатлено одно и то же событие. Вы все еще верите в то, что фотожурналистика может быть правдивой?!

Матрица эмоций

Рисунок 3. Матрица эмоций.

Психологи также вводят понятие "матрицы эмоций" (см. рис. З). Все мы соглашаемся, что верх - это верх, низ - это них и никаких сомнений по этому поводу быть не может. А вот направление вправо подсознательно ассоциируется с движением вперед и в будущее! Соответственно, направление влево означает "отступление", уход назад - в прошлое. Правый верхних угол несет в себе положительные эмоции. Левый нижний - сплошной негатив на отходе. В середине кадрового пространства всегда царит спокойствие, покой и безмолвие.

Естественно, "матрица эмоций" - это всего лишь тонкая вуаль бессознательного. Не стоит воспринимать ее слишком буквально. Осужденный, поднимающийся вверх по мажорной диагонали на виселицу навряд ли вызывает у нас позитива, точно как и молодая мама, спускающаяся по минорной линии не создает чувства тревоги. То есть, это мы думаем, что не создает. Но если взять две фотографии и показать их тысячам людей, то движение мамаши по мажорной диагонали будет воспринято в целом более благосклонно. Эффект слабый, но он есть. А слабость эффекта объясняется работой сознания! Подсознание в восприятии данного конкретного сюжета играет второстепенную роль.

Впрочем, мы отвлеклись. Вернемся к нашим баранам. В точке пересечения мажорной и минорной диагоналей находится геометрический центр изображения, (на рис. 2 обозначенный букой Z). Сюда по неопытности молодые фотографы и больные на голову дизайнеры втыкают сюжетно-важные объекты, забывая о том, что оптический центр (как раз и привлекающий к себе внимание) расположен чуть выше (и обозначен буквой V). Сюжетно-важный объект, размещенный слева от оптического центра, воспринимается как "наезд" камеры (close up) и придает снимку гораздо большую выразительность и динамизм. Напротив, правее оптического центра находится зона "убегания", которую также можно использовать, если действовать с умом.

Помимо двух обозначенных центров (геометрического и оптического) существует еще и смысловой центр композиции, в который помещен наиболее активный сюжетный объект. Бессознательно зритель ожидает увидеть смысловой центр внутри оптического. Нарушение этого правила вызывает ощущение движение смыслового центра в плоскости кадра или даже перпендикулярно ему. Смысловых центров может быть сколько угодно. Если их больше одного, то внимание зрителя скачет от одного центра к другому, заставляя сравнивать, сопоставлять, думать, анализировать. Слишком большое количество смысловых центров приводит к хаотичному движению взгляда, которому не за что зацепиться и обычно такие изображения не рассматриваются больше одной двух/секунд.

Теперь переходим к самой трудной и неоднозначной части нашего повествования. Так называемому "правилу третей" и "золотому сечению". Считается (и, в общем-то, не без оснований), что если разделить кадровое пространство вертикальными/горизонтальными линиями, делящими его на "дольки" длиною/шириною в 1/3 (на рис. 2 они обозначены буквой T), то размещение сюжетных объектов на этих линиях образует эффект гармонии. В частности, горизонт, расположенный ровно посередине (за редкими исключениями) выглядит как полный отстой, но стоит сместить его на 1/3 высоты кадра и снимок буквально сразу же преобразится. Здания и колонны также следует стремиться размещать на расстоянии 1/3 ширины кадра. Но это мелочи. Главное, что точки, образованные пересечением "третичных" линий, подсознательно приковывают к себе взгляд, позволяя выделять сюжетные детали из общего фона, даже если они не имеют никаких других отличительных признаков. Наиболее сильные - левая нижняя и правая верхняя точка.

Вот мы и добрались до золотого сечения, равному числу "фи" (φ), вычисленному в настоящее время с очень большой точностью (см. рис. 4). И, кстати говоря, достаточно близкому к "правилу третей".

Золотое cечение

Рисунок 4. Золотое cечение и способ его вычисления.

Насколько близкому? А вот здесь мнения расходятся. Большинство людей воспринимают "правило третей" намного более естественным и гармоничным (к слову сказать, первые фотографии и телевизоры как раз и строились по "гармоничному" правилу золотого сечения, но народ послал эту гармонию куда подальше, вот так и появились привычные нам стандарты, в том числе и отпечаток 10x15).

Тем не менее, золотое сечение широко распространено в искусстве и архитектуре. От него никуда не уйти. Существует мнение, что самое по себе золотое сечение не делает произведение ни плохим, ни хорошим и потому использовать его нужно не как догму, а руководствуясь собственным чутьем художника. На рис. 2 линии золотого сечения отмечены буквами G. Согласитесь, что по сравнению с правилом третей золотое сечение "зажимает" композицию, создавая некоторый дискомфорт. С другой стороны, математическая точность от художников/фотографов/дизайнеров не требуется и зачастую очень трудно отличить одно от другого, тем более если ключевые сюжетные элементы представляют собой не точечные, а протяжные объекты без ярко выраженного центра. Короче, закончим с этой мутью и перейдем к еще большей мути, о которой даже не все искусствоведы догадываются.

Речь пойдет о так называемых "Хогартовых Линиях", получивших свое название в честь английского искусствоведа Уильяма Хогарта, и начиная со второй половины семнадцатого века доминирующих в стилях барокко и раннего классицизма как воплощение идеальной гармонии, отмеченной перстом высшей и конечной формой красоты.

Примеры хогартовых линий

Рисунок 5. Примеры хогартовых линий с центростремительным (слева) и центробежным движением взгляда (справа).

На самом деле это всего лишь спирали, в упрощенном виде изображенные на рис. 5. В зависимости от построения спираль может либо "всасывать" взгляд от периферии к центру (фигура слева), либо же "разворачивать" движение от центра к периферии. Комбинируя спирали с остальными опорными элементами (например, с диагоналями), мы можем создать определенный ритм, подчиняющий движение глаз и навязывающий зрителю заранее заданный вариант восприятия, подчиненный жесткой программе. Предпринимаются многократные попытки создать особый вид ритма, совпадающий с ритмом человеческого сердцебиения, однако это уже тема отдельного (между прочим, весьма интересного разговора).

Короче, будем считать, что мы получили минимум данных, необходимых для анализа психологии восприятия и от абстрактной теории перейдем к конкретным примерам, а примеров будет много.

Флип как инструмент анализа

"Флипом" (от английского "to flip"), следуя устоявшийся терминологии, мы будем называть зеркальное отображение изображения по горизонтали (реже - по вертикали), что легко осуществить в любом графическом редакторе. Например, IrfanView делает это клавишами и , соответственно.

Что происходит после флипа? То, что левое и правое меняются местами - это понятно, но ведь вместе с тем мажорные диагонали превращаются в минорные, прошлое становится будущим и наоборот. Большинство фотографий после этого принимают совсем другой вид и вызывают совсем другие ощущения.

Чем полезен флип? А тем, что существенно облегчает расшифровку смысла, вложенного автором в картину или фотографию, поскольку при наличии диагональных линий картина меняет "плюс" на "минус" (правда, на симметричные композиции это правило не распространяется, а с учетом того, что в китайской живописи вообще больше распространены вертикальные линии, там флипать нечего, ну... почти нечего, прошлое и будущее все-таки меняются местами).

Хотите конкретный пример? А то мыщъх все ходит вокруг да около. Вот, пожалуйста, возьмем горный пейзаж, выдернутый из Интернета (см. рис. 6, сверху).

Горный пейзаж
Горный пейзаж

Рисунок 6. Горный пейзаж, сдернутый из Интернета до флипа (сверху) и после (снизу).

Не правда ли, оригинальный снимок просто прекрасен, а вот после флипа мы получаем... хвост знает, что. Совсем не то мы получаем, что ожидали. А все почему?! Попробуем проанализировать. Как мы помним, самой сильной опорной линией является мажорная диагональ, образованная на оригинальном снимке склоном неприступной горы, на которую надлежит карабкаться. После флипа она превращается в малозаметную минорную диагональ и доминирующая роль отводится воображаемой мажорной диагонали, образованной верхушками деревьев переднего плана, "благодаря" чему деревья становятся основным композиционным элементом. Но это еще не все! Вспомним также, что наиболее активные композиционные точки находятся в левом нижнем и правом верхнем перекрестье линий золотого сечения (ну, или линей третей). На оригинальном снимке здесь расположены: выразительное высокое дерево и горный пик, а после флипа активные точки пусты... в них просто нет интересных композиционных элементов и потому снимок превращается в shit. Но теперь-то мы знаем секрет его притягательности!

Старушка Старушка

Рисунок 7. "Старушка" Бодрова, взятая с сайта Лапина (http://www.lapinbook.ru/book1/photo/detail.php?ID=1004), там же дается объяснение художественной ценности снимка. Слева - оригинал, справа - флип.

Еще более разительно флип преображает "Старушку" Бодрова (см. рис. 7, слева). В оригинале старушка смотрит влево на церковь, что подсознательно читается как взгляд в прошлое (судя по всему, проведенное в церкви), и взгляд этот пессимистичный, понурый. После же флипа (см. рис. 7, справа) мы поднимаемся по лестнице к церкви, уравновешенной дубом слева, и старушка выглядит противоестественной черной кляксой. Композиция разваливается! А сама старушка неожиданно устремляет взгляд в будущее (а какое у нее будущее?!) и смотрит на церковь с оптимизмом, что полностью меняет впечатление от фотографии, причем не в лучшую сторону...

Позволим себе поиздеваться еще над одной фотографией, дернутой из Интернета, автор которой демонстрировал возможности телеобъектива по передаче пигментации лица, но совершенно не разбирался ни в композиции, ни в психологии восприятия. Короче, вот (см. рис. 8, слева). Согласитесь, что легкий флип (см. рис. 8 справа) идет изображению только на пользу и мы даже можем объяснить, почему. В оригинале, читая изображение слева направо, мы упираемся в копну волос, в которой и вязнем как в болоте. После же флипа сначала мы видим волосы, а уже затем озорной глаз, расположенные в активной композиционной точке и потому притягивающие к себе внимание. Дальше объяснять требуется?!

Оригинальное фото Фото после флипа

Рисунок 8. Оригинальное фото (слева) и фото после флипа (справа).

Чем полезен флип

Флип позволяет "исправлять" фотографии, когда объект съемки по "науке" снять просто не получается. Вот и приходится разворачивать пленку при печати или выполнять отображение слева направо в графическом редакторе. Фотографы этим занимаются регулярно. Реки, дороги, мосты, горные склоны - все они направлены туда, куда "хочется" им самим, и снять с "правильной" точки их удается далеко не всегда. Внимательно рассматривая такие фотографии, можно обнаружить "зеркальные" номера машин, поразительное изобилие "левшей" и прочие издержки технологии флипа, но... тут каждый должен решать сам - делать ему флип или нет.

Флип - это один из инструментов фотомонтажа. Приемлемость монтажа, действительно, тема оживленных дискуссий, но в художественной фотографии (в отличие от регистрационной и документальной) постобработка - неотъемлемая часть авторского замысла и граница между постановочной фотографией и умением "остановить мгновение" настолько тонкая, что незаметная: если фотография выглядит как постановочная, то она, понятное дело - дерьмо. Но если она (для неподготовленного зрителя) выглядит естественно, то уже неважно, какими именно приемами был достигнут этот эффект.

Из личного опыты. Вот буквально сегодня утром мыщъх вылез из своей норы, чтобы снять восход солнца над рекой (см. рис. 9), пробивающийся сквозь лениво разбегающийся туман, создающий великолепную тональную перспективу для леса на заднем плане и далеких холмов. А выше и сильно левее - изумительно красивые перистые облака (типа "кошкины хвосты"), подсвечиваемые снизу солнцем и потому ярко выделяющиеся на еще темном голубом небе. Ну, естественно, помещаю солнце в правый нижний угол, облака - в левый верхний, заведомо зная, что психологически такая фотография будет восприниматься как закат, т.к. существует очень мало причин, которые могли бы заставить солнце двигаться против часовой стрелки. А на закате не бывает таких туманов. в результате возникает психологическая дисгармония, для разрешения которой и нужен флип, после которого солнце перемещается в левый нижний угол, облака - в правый верхний - сознательное нарушение равновесия для подчеркивания динамизма восходящего солнца.

Рассвет? Или закат?

Рисунок 9. Рассвет? Или закат?

Использование флипа профессионалами

Кстати, флип активно используется профессиональными фотографами и кинооператорами. Вот, например, в известном фильме "The transporter" ("Перевозчик"), где герой делает лихой вираж на черном BMW, при покадровом просмотре видно, что ленту перевернули и номер машины стал зеркальным. Но если взять видеоредактор и вернуть все на место, исправив "ошибку" оператора, мы теряем динамизм и впечатление уже совсем не то...

Заключение

Вот мы и познакомились с базовыми основами психологии восприятия. Подчеркиваю, что именно с базовыми. До продвинутых нам еще очень далеко, но прежде чем бежать вперед, необходимо переварить уже имеющийся материал, так сказать - усвоить его в ежедневных тренировках, упражняясь в анализе чужих фотографий (предпочтительно, хороших). Смотрите картины, рекламные клипы и анализируйте смысловые связи, имеющиеся между двумя или более объектами, образующими единую группировку, представляющую единое целое, пускай и расположенные в различных углах кадрового пространства.

Гарантирую, что вы обнаружите множество новых интересных вещей, а если повезет, то сможете перехватить сообщение, адресованное непосредственно подсознанию и расшифровать его. Как защититься от нежелательного психического воздействия - весьма сложный и обширный вопрос, к которому мы еще вернемся в следующих статьях серии "Психо".

Золотое сечение

"Золотое сечение (golden ratio, золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление) - деление отрезка на части в таком соотношении, при котором большая часть относится к меньшей, как сумма к большей. Например, деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т.е. |АВ| / |ВС| = |АС| / |АВ|). Эту пропорцию принято обозначать греческой буквой "фи" и в первом приближении она равна: 1.62" (цитата из Википедии).

Это так называемое "европейское золотое" сечение, встречающееся повсеместно: от египетских пирамид, римских архитектурных сооружений и художественных полотен. А вот в японской культуре преобладающими соотношениями оказываются 2,63 и 4,2, в изобилии встречающиеся в произведениях искусства, начиная с эпохи Хэйань вплоть до эпохи Мэйдзи, после чего "японское" золотое сечение проникает в Европу, придавая восприятию особый налет "экзотичности", а в самой Японии начинает активно использоваться "европейское" золотое сечение. Смещение культур, короче говоря.

Умелый отказ от использования золотого сечения - мощное оружие, пробивающее подсознательное восприятие сквозь устоявшиеся штампы (как известно, что не ново, то и не интересно), однако это не значит, что композиция, построенная наобум, возьмет реванш. Чтобы нарушать правила, их, по крайней мере, надо знать.

Полезные ссылки

  • Фельдман, "Техника и технология фотосъемки":
    Очень обстоятельная книга, подробно вникающая в психологию восприятия и ориентированная главным образом на "портретную" работу, то есть посылку подсознательных сообщений посредством выражения глаз, положения рук, мимики лица и т.д. (на русском языке, в хреново отсканированном виде): http://www.algor.ru/Library/Feldman.pdf;

  • Железняков "Цвет и контраст":
    Еще одна очень хорошая книга по общей теории психологии восприятия, обманам зрения, рациональному анализу композиции (на русском языке): http://www.algor.ru/Library/Gelez.pdf;

  • Лапин "Фотография как...":
    Компиляция с пары недоступных мне источников о роли изобразительных и смысловых связей в воздействии на (под)сознание (на русском языке): http://creatorsclub.ucoz.ru/load/38-1-0-58;
    Официальный сайт, на котором выложены фрагменты книги, произведен детальный обзор избранных фотографий, а также проводятся открытые уроки, в которых может принять участие каждый желающий (на русском языке): http://www.lapinbook.ru;

  • Школа изобразительного искусства:
    Большое количество материала по построению композиции и психологии бессознательного восприятия с кучей конкретных примеров (на русском языке): http://www.artprojekt.ru/School/index.html;

  • Матрица эмоций:
    Отличная статья, в сжатом виде рассказывающая об основных направляющих линиях, диагоналях и эмоциональном восприятии оных (на русском языке): http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/137;

  • Общие принципы композиции в скрин-дизайне:
    Просто убойная статья и кладезь полезной информации, охватывающая практически все аспекты психологии восприятия (на русском языке): http://www.mymoney.ru/newsletter/n021.shtml;

  • Климов ,"Фотографы или манипуляторы?":
    Познавательная статья, показывающая всю "продажность" подлинной и документальной репортажной фотографии (на русском языке): http://www.photo.md/pages.php?page_id=18&lang=rus;

  • Золотое сечение:
    Куцая статья по золотому сечению из русской Википедиии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5;

  • Golden ratio:
    Отличная статья по золотому сечению, всячески рекомендуемая к немедленному прочтению и осмыслению (на английском языке): http://en.wikipedia.org/wiki/Golden_ratio;

Анализ картины Иванова "Явление Христа Народу

Мыщъх сильно поцапался с товарищем Лапиным по поводу интерпретации известной картины Иванова "Явление Христа народу" (см. рис. 10). Короче говоря, мы разошлись во мнениях и едва не подрались (виртуально). Цитирую Лапина: "Я по-прежнему благодарен вам, но, извините еще раз, принять вашу логику никак не могу. Не мое все это".

Однако сколько людей - столько и мнений. Подняв сабжевую тему на форуме WASM'а (http://www.wasm.ru/forum/viewtopic.php?id=20875) мыщъх лишний раз убедился в этом и большинство технарей заняло позицию диаметрально противоположную рассуждениям гуманитариев, которые сейчас ведутся на http://www.lapinbook.ru/analysis/detail.php?ID=3822.

Поэтому для мыщъх'а представляет большой интерес узнать позицию читателей "Хакера". Как говорится, в споре рождается истина. А посему предлагаю свою интерпретацию и свое видение этой картинны. Религия идет лесом, мы обсуждаем только композиционные моменты и психологию их восприятия безотносительно религиозного контекста.

Явление Христа народу

Рисунок 10. "Явление Христа народу" (оригинал).

При просмотре оригинала взгляд сначала "цепляется" за Иоанна Крестителя, расположенного в нижней левой точке пересечения линий золотого сечения, затем взгляд скользит по его рукам (восходящая мажорная диагональ) и попадает на Иисуса, спускающегося по минорной диагонали к группе людей, которая направлена в сторону, противоположную закрутке правого витка Хогартовой спирали и потому люди выглядят селедками, толпящимися в бочке. Динамики нет! Взгляд начинает хаотично метаться, отыскивая, за что же ему тут зацепиться и через какое-то время приходит к группе трех голых людей, возглавляемых женщиной, повернутой к нам попой (по версии Лапина, это не женщина, а мужчина - ну здесь я ничего сказать не могу - не специалист) и смотрящей вдаль на Иисуса.

Тут взгляд мог бы метнуться в сторону Иисуса, но поскольку мы помним, что он приближается, то подсознание моментально расшифровывает направление взгляда женщины и наш взгляд продолжает свое движение влево вдоль людей, которые в этом месте "разбиваются" и единственной примечательной фигурой остается Иоанн. Смещаясь влево, мы видим вылезающих из реки людей.

За сим все! Подсознание "захватило" картину и теперь глаз управляется "высшими центрами нервной деятельности", то есть движется сознательно (это легко проверить по Web-камере, направленной на глаза и отслеживающих их смещение. Далее, зная расстояние до монитора и размеры картины мы легко сможем выявить последовательность объектов, которые глаз сканировал на бессознательном уровне, впрочем "скорострельности" веба для этого навряд ли хватит и для полноценных экспериментов потребуется камера подороже).

Итак, записываем мысли, возникающие при просмотре картины в том порядке, в котором они приходили в нашу голову. "Иоанн-Креститель крестит Иисуса вместе с народом", то есть логический центр картины - Иоанн.

Явление Христа народу

Рисунок 11. "Явление Христа народу" после горизонтального отображения.

Делаем флип (см. рис. 11). Первым объектом, за который цепляется глаз, будет группа из трех голых людей, двое из которых движутся (т.е. приобретают динамику) куда-то (пока не ясно куда) и женщина, смотрящая вправо и вверх. Восходящая мажорная диагональ ее взгляда тут же подхватывает наш собственный взгляд и мы видим человека вдали, "идущего" по мажорной нисходящей, движение вниз по которой воспринимается как психологический протест. В общем, фигура Иисуса выглядит движущийся в противоестественном направлении, что заставляет на нем задержать взгляд. К тому же, теперь он смещен влево от оптического фокуса, что психологически воспринимается как "наезд" камеры, в результате чего Иисуса мы рассматриваем уже детально и только спустя значительный промежуток времени переводим взгляд на толпу людей (и всадников), ложащихся на левый виток хогартовой спирали и потому приобретающих динамику движения. Вместе с ними мы спускаемся к уже известным нам трем голым людям и приходим к Иоанну, чей жест опять-таки перебрасывает наш взгляд на Иисуса, на котором окончательно и бесповоротно замыкается смысловой центр картины.

Записываем наши мысли: "народ вместе с Иисусом пришел креститься к Иоанну", что совсем не то же самое, что в первом случае! Разница оказывается еще более разительной, если вспомнить, что человека из массовки можно выделить двумя способами: либо человек движется на фоне неподвижной массовки, либо движется массовка, а человек стоит. В первом случае (до флипа) статичность толпы выделяла движение Иисуса, однако становилось непонятно, кто эти люди и чего они вдруг тут толпятся в таком количестве.

После флипа толпа приходит в движение и Иисус движется вместе с ней в общем потоке, что, впрочем, совсем не идет ему во вред, поскольку именно так все и должно было происходить. Еще один момент. Движение Иисуса по нисходящему минору (в оригинале) психологически воспринимается как движение вперед к упадку, что не есть хорошо, но не будем придираться к деталям, ведь это все мелочи бренной жизни.

https://nebka.ru/?uid=1&post=20965